Пятница, 26.04.2024
Школа №5 г.Клинцы
Помним!
Меню сайта
Категории раздела
Школьная жизнь [5]
Делимся опытом [28]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Делимся опытом

Проектная исследовательская деятельность в начальной школе.
Подготовила: учитель начальных классов
                        МБОУ-СОШ №5 им. Н.Островского
                        Пожарицкая Татьяна Владимировна

Проектная исследовательская деятельность в начальной школе.

В современных условиях мы понимаем, что знания - это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. Развитие - это же само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать.
Проектная деятельность - относительно новая педагогическая технология. Но за ней большое будущее. В основе 'метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с проектом, развивать критическое мышление.
Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды и опирается на собственный опыт ребенка. Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Отсюда вытекают особенности работы проектной деятельности в начальной школе, его видов и структуры проектов.
В нашей гимназии работа ведется по трем направлениям: проектная деятельность на уроках, внеурочная исследовательская деятельность, а так же НОУ (индивидуальная работа с потенциально одаренными детьми. Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Проект, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот "получат прививку" от самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов.
Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с проектом, развивать критическое мышление.
Особенности реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца - до получения продукта -начатое дело), а также рефлексировать этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения., сотрудничества как модель отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений - с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под* эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку, наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Учитывая психологические особенности этого возраста, продолжительность проекта не должна быть длительной.
Проектная деятельность способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения;
• учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать.

Главная идея метода проекта:
♦ Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:       Исследовательские;
Коммуникативные;
    Оценочные; 
      Информационные; 
      Презентационные; 
   Рефлексивные; 
       Менеджерские 
Тема проекта
> Выбирается из содержания учебных предметов;
> Близка и понятна детям,
> Находится в зоне их ближайшего развития Длительность выполнения проекта
> 1-2 урока;
1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий при участии,
родителей

Лучше, если в самом названии проекта будет отражена проблема, над которой будет вестись работа.
Виды проектов
> исследовательский;
> поисковый, творческий;
> ролевой, игровой;
> прикладной (практико-ориентированный);
> ознакомительно-ориентировочный (информационный)
Исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная
тема должна быть актуальна, а цель - четкая, например, история экзамена);
Поисковый проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм);
 Творческий проект (результатом такого проекта могут быть: газета,
литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль и т. п.);
Ролевой или игровой проект (разбираются роли, присутствуют
элементы костюмов, придумывается ситуация, например, суд над литературным
героем);
Практико-ориентированный или прикладной (например, модель действующего механизма, созданная своими руками развивающая игра);
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников
> Реферат
> Альбом, газета, гербарий;
> Журнал, книжка-раскладушка;
> Костюм, макет, модель, сувенир;
> Сценарий праздника;
> Учебное пособие
Критерии успеха работы над проектом
> Достигнут конечный результат.
> Создана    активная    команда    участников    проекта,    способная продолжить работу в будущем.
> Результат проекта может быть использован другим коллективом.
> Получено удовольствие от самой деятельности.
План работы над проектом
Предварительная подготовка учителя: (подготовительный этап)
1. Определить тему проекта.
2. Продумать ключевые понятия темы.
3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
4. Представить возможные итоговые работы.
5. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
6. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
Первый этап.
(проектировочный)
1. Сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме
2. Вопросы выносятся на доску.
3. Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
4. Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
5. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать
тему.
6. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
7. Правильно будет вывесить график отчета по этапам.
8. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру; Если реальная модель, как она может быть представлена (рисунок, описание модели, макет),
9. Предлагается объединиться по творческим груюпам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
Второй этап.
(практический)
Ко второму этапу должны оытъ подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
1.       Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
2. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.
Заключительный этап.
1. Еще раз обговариваются критерии оценки «ИТОГОВОЕ»! работы.
2. Оглашается последовательность выступлений групп.
3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.

Категория: Делимся опытом | Добавил: galina-major (06.02.2014)
Просмотров: 1503 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
МП РФ
_____________
Внимание!
Важное
Конкурс
Навигатор
Участвуй!
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz