Четверг, 02.05.2024
Школа №5 г.Клинцы
Помним!
Меню сайта
Категории раздела
Школьная жизнь [5]
Делимся опытом [28]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Делимся опытом

Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения

 Можно выделить 4 базовых механизма формирования и развития функциональной грамотности:

Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. Это подготовка и повышение квалификации педагогов, внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функциональнокомпетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей.

 Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников.

Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное участие родителей в образовании и воспитании детей.

Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования.  

Основным образовательным инструментом в школе выступает организация исследовательской деятельности, которая решает задачу формирования предметных знаний на компетентностной основе. Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяет сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией, классом. Учебная работа с электронными средствами обучения, создаёт условия для использования среды в качестве:

· средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников;

 · инструмента познания;

 · средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

· средства развития личности;

· эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.  

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность. Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как:

· проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

· технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

 · технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, миниисследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

· обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

· уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

· информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию. Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы. Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы. Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой. Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий. Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы. Согласно Р.Н. Бунееву, конечный результат обучения - «взращивание функционально грамотной личности», обладающей инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умением выбирать профессиональный путь и др. Функциональная грамотность - индикатор общественного благополучия. Но, говоря о функциональной грамотности, нельзя не затронуть понятия «компетенция//компетентность», так как они рассматриваются в качестве конечных образовательных результатов. Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Таким образом, термин «компетентность» обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения. Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «метапредметные» умения, применимые в разных видах деятельности. Заметим, что ключевые компетенции не противопоставляются традиционным ЗУН, но, тем не менее, понятно, что предметные знания, умения, навыки, с одной стороны, и универсальные умения, с другой, – это разные образовательные результаты, в основе которых лежат разные типы содержания образования.

Важными индикаторами функциональной грамотности являются:

· знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

 · умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

· готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:

 · обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

· обучение должно носить деятельностный характер;

 · учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

· использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

· применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневого обучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений обучающихся).

· учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности обучающихся;

· обучение должно строиться на метапредметной основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества;

 · организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество;

 · учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие;

· создание обстановки доверия, уверенности в успехе;

 · преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

Приоритетной целью современного образования становится (полноценное формирование и развитие) способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной (адаптации) в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать (свою учебную деятельность), работать с (информацией) и самостоятельно выполнять задание. Задача школы – (научить учиться), а не просто дать готовую (ые) (знания/информацию). Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором (познавательной деятельности), где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой (деятельностью).

Со стороны отдельных педагогов не уделяется должного внимания составляющим функциональной грамотности, формирование общеучебных умений и навыков идет без опоры на субъективный опыт обучающихся. Отдельные педагоги до сих пор не смогли перестроить свою работу в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми социумом, что значительно препятствует успешному формированию универсальных учебных действий как основы функциональной грамотности обучающихся.

Руководителям ШМО: - продолжить изучение педагогического опыта по формированию функциональной - грамотности школьников - на заседаниях ШМО разработать рекомендации по формированию функциональной грамотности школьников при преподавании учебных предметов на всех уровнях обучения.

Учителям предметникам: - активно внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности обучающихся.

Категория: Делимся опытом | Добавил: galina_mayorova4 (15.02.2023)
Просмотров: 81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
МП РФ
_____________
Внимание!
Важное
Конкурс
Навигатор
Участвуй!
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz